Инновационная деятельность в процессе преемственности детского сада и школы»
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. С 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.
Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование содержания и повышение значимости образования. Из практики общения с учителями начальных классов мы знаем, что предшкольная зрелость- это не только умение читать и писать, а любознательность, пытливость ума и стремление к новым знаниям. Одним словом, будущий ученик должен быть активным пользователем информационного пространства, равноправным участником образовательного процесса.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую. Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности между детским садом и школой позволяет выделить следующие группы проблем:
- преемственность в содержании обучения и воспитания;
- в формах и методах образовательной работы;
-педагогических требований и условий воспитания детей.
Преемственность предусматривает использование разных форм деятельности: изучение программ, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирование у детей интереса к учёбе. Наш детский сад традиционно осуществляет совместную деятельность по преемственности с МБОУ НОШ № 3.
С переходом ДОУ на ФГОС мы поняли необходимость по-новому взглянуть на проблему реализации преемственности дошкольного образования и начальной школы. Преемственность в нашей деятельности мы сразу же стали рассматривать не только как согласованность учебно-воспитательных программ. Она должна была охватывать также методы, средства, формы организации не только обучения (подготовка к школе), но и воспитания. Посредством такого сотрудничества выработан план работы по преемственности «детский сад – начальная школа», который включает работу с детьми, методическую работу и работу с родителями. Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. Для реализации ФГОС в плане преемственности в ДОУ созданы необходимые условия:
- специально организованная развивающая среда: центры познавательного, интеллектуального развития, опытно-экспериментальной деятельности, игровой и исследовательской деятельности.
- методическое обеспечение; работа ведётся по программам: «АБВГДЕйка», О.В.Дыбина «Ребёнок в мире поиска», приобретены методические пособия по программам «Ребёнок в мире поиска»: «Из чего сделаны предметы», «Я узнаю мир», «Что было до…», набор картин «Наша школа»
Организация работы по преемственности включает
. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьной библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности,
• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников, и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
Работа с детьми предусматривает взаимопосещение уроков в первом классе школы и открытых НОД в подготовительной к школе группе. Организованную деятельность в детском саду посещают учителя, набирающие детей в первый класс, в следующем учебном году. При проведении НОД воспитатели применяют современные образовательные технологии:
- проектно-исследовательская деятельность, которая даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы
В рамках проектно-исследовательской деятельности проведены тематические дни и недели: «Неделя здоровья», «Новый год», «Неделя дорожной безопасности», социальная акция «День Земли». Наши дети участвовали в конкурсах «Рыцари дорожного движения», где отразили свои эмоции в творческих мастерских: рисовали пластилином, придумывали рассказы и стихи, составляли презентацию из полученных фотографий.
- ИКТ-технологии, которые учат детей планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у детей развивается способность к прогнозированию результата действий, он начинает думать прежде, чем делать. Была проведена беседа «Весёлые вопросы про дом» с использованием дидактической онлайн игры, НОД с использованием мультимедийного оборудования «Москва златоглавая. Путешествие по Кремлю», также проводится индивидуальная работа на планшетном компьютере по звукопроизношению, составление рассказов по картине, а также онлайн-игры для развития артикуляционного аппарата.
Особое внимание уделяется и проблеме принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Этому во многом способствуют организационные экскурсии с их последующим обсуждением, рисованием и лепкой по теме. В этом году дети посещали школьную библиотеку, кабинет директора, учительскую, столовую, спортивный зал, классы, могли посидеть за школьной партой, поиграть в коридорах, посмотреть выставки рисунков и поделок, посидеть за компьютером, порисовать на интерактивной доске. Подобные мероприятия производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию. После посещения школы дети делятся впечатлениями, стремятся выразить радость от общения со школой в рисунке, лепке, сюжетно-ролевой игре, инсценировке.
Сотрудничество воспитателя и учителя заключается в изучении и анализе программ начальной школы и детского сада, нормативных документов по подготовке детей к школе, в составлении списков будущих первоклассников, в обмене опытом, в рекомендациях учителя воспитателю по подготовке детей к школе. Заместители директора и учителя начальной школы ежегодно выступают на родительских собраниях в детском саду по вопросам приёма детей в школу, их подготовки к обучению и другим, интересующим родителей вопросам. А также в проведении
• совместных педагогических советов (ДОУ и школа);
• семинаров, мастер- классы
• круглых столов педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологических и коммуникативных тренингов для воспитателей, и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
В течении года были проведены педагогические совещания по темам: «Адаптация детей в первом классе», «Подготовка детей к письму» ; семинары на темы: «Актуальные вопросы преемственности детского сада и школы», «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании предпосылок учебной деятельности», а так же круглый стол «Ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев портрета выпускника»
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
( анкетирование)
В работе с родителями проведены родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе», круглый стол «поступление в школу – важнейшее событие в жизни ребёнка», «Ребёнок на пороге школы».
Наши родители активно участвуют в проведении творческих мастерских, совместно с детьми оформляют выставки рисунков и поделок «Осенняя фантазия», «Новогодняя сказка», «Рыцари дорожного движения». Также проводились в течении года «дни открытых дверей». . Интересно было наблюдать за работой детей, которые с интересом и старанием считали, решали задачки, выделяли звуки в словах, делили их на слоги, составляли предложения, рассказы по картине. Каждому ребёнку хотелось показать, что он умеет, и конечно понравиться своим родителям. Кроме этого родители имеют возможность выйти на сайт нашего детского сада и получить информацию о том, что нового узнают их дети, чем занимаются в течение текущей недели. Сайт позволяет лучше узнать воспитателей и специалистов детского сада, от которых родители могут получить необходимую консультацию. В конце года проводится анкетирование родителей по вопросам подготовленности детей к школе. Подведя итоги анкетирования , мы можем сказать, что из 40 выпускников детского сада, 35 набрали 15-18 баллов, что говорит об их готовности идти в школу; 5 набрали 10-14 баллов- ребенок уже многое умеет, и нужно обратить внимание на суть тех вопросов, ответ на которые был отрицательным. Именно они являются подсказкой, над чем нужно поработать, на что обратить внимание!
В результате такой совместной деятельности педагогов детского сада и начальной школы достигается их взаимопонимание. По результатам бесед с родителями и отзывов учителей выпускники детского сада хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается как высокий и средний уровень.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Мы считаем, что сотрудничество детского сада и школы в обеспечении эффективной преемственности будет успешным, если учитывать запросы родителей, осуществлять сотрудничество с семьями, координировать взаимодействие воспитанников и других педагогов внутри детского сада и начальной школы, устанавливать взаимодействие с педагогами образовательного учреждения.
Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Закончить свой доклад хочу совами В.А.Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…" |