Вопрос организации предметно – пространственной среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален так как важным критерием оценки деятельности ДОУ по ФГОС является создание предметно – развивающей среды которая должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы ДОУ. Имея богатый опыт создания предметно – развивающей среды педагоги столкнулись с проблемой: как совместить в едином образовательном пространстве традиционные игры и игрушки, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии, обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников экспериментирования с доступными детям материалами, что должно стать точкой для работы над целым направлением – создание интерактивной среды, что означает взаимодействие учитывая, что участниками взаимодействия являются взрослый – ребенок (дети); ребенок – ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, формирует между ними обратную связь.
Соблюдая требования к развивающей предметно – пространственной среде по ФГОС- мы стремимся, чтобы обстановка была уютной, комфортной, гармоничной и эстетической . Значимым аспектом интерактивной среды в ДОУ является использование педагогами ИКТ , такие как DVD диски, планшеты, мультимедийное оборудовании, ноутбуки, компьютера, телевизор, цифровой фотоаппарат,
Поддержку положительного и эмоционального фона создаем за счет вариативного и рационального использования помещения , в котором силами педагогического и родительского коллективов создаются условия для активной деятельности каждого ребенка.
Это художественно – эстетический центр в который входит:
- музыкальный зал оснащен современным музыкальным центром, мультимедийным оборудованием, используется воспитателями на праздниках, тематических организованной образовательной деятельности, городских методических объединениях, родительских собраниях , презентациях по обмену опытом.
В зале находится подиум многофункционального характера как сцена для театра, так и показа одежды, проведения концертов;
- театральная ширма для проведения театров, цирка, используется воспитателями как звуковой дизайн: слушание шелеста листьев , плеск воды, создает особый уют и вместе с тем несет познавательное и эстетическое направление.
« Русская изба» где собраны подлинные вещи крестьянского быта . Подборка DBD дисков о праздниках и традициях русского народа. Воспитательный потенциал состоит в решении задачи – содействовать формированию личности российского гражданина и патриота своей Родины.
Физкультурно – оздоровительный центр :
- физкультурный зал в этом году пополнился беговой дорожкой, модулями, массажными дорожками, спортивным комплексом.
На участке установлен новый спортивно– игровой комплекс эстетично – оформленное игровое и спортивное оборудование.
В фойе оформлена стена творчества, где в течении года проводятся тематические выставки, и конкурсы совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
Возрастные группы оформляются педагогами с учетом возраста детей по зонам : игровая, познавательная, речевая и художественно – эстетическая, двигательная.
В каждой группе в игровой зоне приобретены игровые многофункциональные стеллажи : «Грузовик с прицепом»,
« Бабочка»» Волна», «Паровозик Томас», используются как игровое оборудование, так и полки для стеллажей. Содержание игровых уголков составляют игрушки – персонажи, ролевые атрибуты, игрушки, отражающие реальную жизнь. Наличие полифункционального материала: раскладные перекидные ширмы, модульный материал, игровые коврики позволяют детям изменять игровое пространство по своему желанию. Дополняют материалы игрового центра дидактические игры, журналы, альбомы о профессиях, сюжетах общественной , трудовой и бытовой жизни.
Многообразие конструкторов, схем – образцов, построек, чертежей рисунков, их удобное размещение, делают зону для детей привлекательной, интересной, используются для реализации детских замыслов, идей.
Руководствуясь принципом информативности, предусматривающей разнообразие тематики, в познавательном центре находятся энциклопедическая и справочная литература , карты, атласы, логико – математические игры ,сосредоточен современный развивающий материал: журналы, книги с познавательными заданиями, кроссворды, таблицы, картины. Подобраны диски по образовательным областям. « Арифметика – малышка», « Чудеса природы», « Животные Африки» , Он лайн – игры « Убери комнату», « Веселые вопросы про дом»
Стремление к исследованиям становится преобладающим мотивом воспитанников. В центре « Наука» выделено место для лаборатории, где дети экспериментируют с песком, водой, светом , звуком. DVD диски « Почемучки», « Что из чего сделано», Эволюция вещей» помогают устанавливать простейшие связи , познавать мир вещей, и окружающую действительность. Наличие разнообразных измерительных приборов помогают организовать цикл взаимосвязанных опытов и экспериментов.
Организуя центр художественно – эстетического развития , с разнообразием материала для продуктивной деятельности педагоги решают множество творческих задач. Впечатления от окружающего мира , произведений литературы и искусства отражают дети с помощью различных изобразительных средств С помощью мультимедийного оборудования дети рассматривают на широком экране репродукции картин, « Природа в нашего края» , «Путешествуют во времени» , педагогами разработаны презентации «Ознакомления детей с жизнью художников», жанрами изобразительного искусства и наследия . В подготовительной группе в центре имеются планшеты для создания рисунков, ознакомления с декоративно – прикладным искусством, Он – лайн – игры «Смешение цветов», « Натюрморты», « Пейзажи».
Рядом оформляется интегрированный центр речевого развития с дидактическими играми: « Играя – учимся», « Звуковая дорожка»,
« Профессии», схемы, мнемотаблицы. Схемы составления рассказов, книжный уголок, театральный. Имеются набор видеофильмов по ознакомлению детей с художественной литературой и детские обучающие компьютера с таблицами « «Скажи правильно», таблицы по обучению грамоте», математике, классификации предметов .( всего 30 таблиц в одном наборе)
Важным значением создания предметно – развивающей среды ДОУ является использование педагогами ИКТ, которое является мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса. Подключение интернет сети позволило педагогам перенимать опыты коллег России. Педагогами создана библиотека электронных ресурсов:
- мультимедийные презентации,
- методической литературы образовательной деятельности ДОУ;
-подборка демонстрационного материала по образовательным областям.
Широко педагогами используется программа Power Point, которая позволяет собрать необходимый материал для НОД и продемонстрировать его на экране в нужной последовательности, а также использование слайд фильмов, презентации с использованием анимации и создание схем - моделей.
Организация образовательного пространства, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. |