Дети - это наше будущее и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Реализуемые нами программы и технологии помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников. Их содержание , а также построение воспитательно – образовательного процесса на основе сотрудничества, уважение к личности ребенка, обеспечивает хороший уровень компетентности детей в различных сферах. Всю свою педагогическую деятельность мы строим в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществить контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть его творческий потенциал. В группе мы стараемся создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Для успешного решения этих проблем в нашем детском саду мы используем различные средства физического воспитания в комплексе: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, досуги, спортивные занятия). Большое внимание уделяется профилактике плоскостопия: с детьми проводятся специальные упражнения, используется такое физическое оборудование, как массажные коврики, дорожки здоровья, шипованые коврики. Проведение с детьми раннего возраста физкультурных занятий способствует не только физическому развитию малышей, но и формирует у них навыки, которые закрепляются в режиме дня. Посредством ходьбы развивается весь опорно – двигательный аппарат, формируется правильная осанка. Другими важными навыками, приобретаемые детьми раннего возраста в группе является бег, прыжки, бросание, ловля и метание( игры с мячом во время прогулок), лазанье, ползанье, развитие в ребенке навыков равновесия (посредством ходьбы за счет сужения дорожки).
Ведя кружок дополнительного образования «Здоровый малыш» я применяю здоровьесберегающие технологии, наиболее эффективными которые являются:
1.Физкультминутки и динамичные паузы
Потребность в двигательной активности у детей раннего возраста очень велика. Ограничение в активности в этот период может привести к задержке психического и речевого ребенка. Поэтому я использую в своей работе физкультминутки и динамичные паузы « Рыбу мы ловили», « На лошадке я скачу», « Мы плывем на корабле», « Петушок на жердочке», « Деревья»
2.Дыхательная гимнастика и упражнения
Дыхательные упражнения просто необходимы детям, часто болеющим простудными заболеваниями. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, укрепляет защитные силы организма « Говорилки» , « Ветерок», « В лесу», « Мельница», « Пузырирки», Каша кипит» и др.
3.Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр « Мы листаем книгу», « На закате дремлет пруд», а также занятий пальчикового театра « Лошадка», « Ловко с пальчика на пальчик» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
4.Пластические игры и этюды.
Ребенок слушает стихотворение и выполняет действия в соответствии с его сюжетом « Мы деревья на ветру», « Солнечные зайчики» или прошу детей изобразить имитацию действий, связанных с предметами ( тема « Одежда», « Посуда», движения животного « Петушок», «Лошадка», « Рыбки».
5.Спорт и подвижные игры.
Все дети обожают двигаться, бегать наперегонки, прыгать. Так почему же не сделать это основой для подвижных игр, которые помогут общему развитию вместе с его физической подготовкой? Эти игры универсальны, они подходят для разного количества участников, их можно использовать в помещении детского сада и на прогулке. Такие игры как « Я люблю свою лошадку» учить бегать галопом, развивать внимание, учить действовать по сигналу, развивать воображение подражание; « Уточки и собачка»: совершенствовать ходьбу, бег, побуждать к подражанию, вызывать чувство радости от совместных действий со взрослыми и сверстниками; «Поезд»: учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми, вселять чувство уверенности в свои возможности; побуждать к самостоятельным действиям; а также « Солнечные зайчики», « Птички», « Вороны» « Пчелки» и другие.
6. « Гимнастика для глаз»
Целью проведения зрительной гимнастики – является формирование у детей раннего возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как основной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. Во время гимнастики для глаз используется наглядный материал, игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки. Поначалу взрослый сам массирует , разминает, поглаживает глазки ребенка, сопровождает свои действия веселыми потешками, главное ,чтобы движения глаз были как можно более разнообразными. Обычно в таких играх используются хлопки, кругообразные движения, моргание, количество упражнений, движений и их сложность должны увеличиваться постепенно. В своей работе применяю такие гимнастики для глаз « Забавный тренинг»» разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз. Методика проведения : подойти с ребенком к окну и посмотреть ( посчитать , каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих; «Рисование взглядом»: разнообразить движения глаз. «Рисование взглядом» разные геометрические фигуры – круги, треугольники, квадраты, рассматривание прохожих и машин то одним глазом, сквозь расставленные пальцы ладони; « 1 – 2- 3- посмотри»: развивать глазодвигательные навыки. На палочку прикрепить яркий предмет ( игрушка, бабочка, самолетик, шарик) и предложить ребенку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил: работают глаза, голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами « посмотри вверх – вниз, влево – вправо, покружись» Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движения. Зрительный предмет находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей . Упражнения можно сопровождать стихами.
7.Упражнения для мышц языка и губ.
Спорт дает силу, здоровье, прекрасное настроение и уверенность в себе. Но не стоит забывать, что в тренировке нуждаются не только наши ноги, руки, спина, шея, но и губы, язык, и щеки. Мышечные волокна, из которых состоят эти речевые органы, тоже нуждаются в тренировке. Иногда мышцы артикуляционного аппарата в результате родовой травмы могут быть слишком напряжены или наоборот, слабыми и вялыми. Физическая нагрузка и специальные упражнения малышу просто необходимы. Такие веселые игры, как « Губки», « Веселые щечки», « Помидор», «Качели» помогут детям развить мышцы артикуляционного аппарата.
И так в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.
От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.
Главная цель детского сада – совместно с семьей помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребенку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека. |